Календарь новостей

«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск по сайту

Наши контакты:

607440, Нижегородская обл.
р.п. Бутурлино, ул. Ленина, 140
Тел./факс (83172) 5-31-42,
тел. (83172) 5-27-04, 5-17-02
e-mail: mcbs_but@mail.52gov.ru

Ссылки

Праздники России все конкурсы, гранты, стипендии

Погода в Бутурлино

Счетчик посещений





Среда, 16.07.2025, 16:38

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Бутурлинская межпоселенческая централизованная библиотечная система» Нижегородской области
Главная | Регистрация | Вход
Художник анималистической скульптуры Иван Викторович Евстифеев


«Душа камня, которая остаётся в скульптурах, помогает людям»
Иван Евстифеев

Художник анималистической скульптуры, мастер-камнерез, наследник борнуковских мастеров, хранитель камнерезного промысла – эти определения лучше всех подходят к Ивану Викторовичу Евстифееву - борнуковскому мастеру, чьи художественные произведения завораживают взгляды, очаровывают своей красотой и с лёгкостью переносят зрителей в мир камнерезного промысла.

Мастеру удалось овладеть этим древнейшим видом искусства в совершенстве и научиться создавать работы невероятной красоты.         

Иван Викторович Евстифеев родился 5 января 1962 года в селе Борнукове Бутурлинского района Горьковской области. Отец - Виктор Иванович Евстифеев (1935-1984) работал камнерезом на фабрике «Борнуковская пещера». Мать - Анастасия Маркеловна (1930-2019) трудилась в полевой бригаде в Борнуковском колхозе «Красный штурмовик». В семье было трое детей: сестра Елена (1959 – 2019), Иван Викторович и его брат-близнец Михаил (1962-2021).

С самого раннего возраста Иван вместе с отцом приходил на фабрику «Борнуковская пещера». Здесь мальчику было интересно все: мастера, склонившиеся над своими работами, огромное количество инструментов, которые непременно хотелось взять в руки и попробовать самому сделать то, что делают взрослые, но самое главное - на глазах будущего художника появлялись игрушки, выполненные мастерами из камня. Иван не отставал от старших, он брал в руки рашпиль и пытался придать маленькому камешку форму животного.    
            
Главный художник фабрики, мастер-камнерез Павел Васильевич Курышев сразу обратил внимание на Ивана: камень в руках у него словно «пел». Павел Васильевич сначала дал ему пластилин, и мальчик часами лепил зверушек, а уже в 5 лет он вырезал из камня свою первую скульптуру - маленького оленя. Так начались первые уроки камнерезного дела для будущего художника анималистической скульптуры Ивана Викторовича Евстифеева.                                    

Большую часть свободного времени Иван проводил с Павлом Васильевичем Курышевым, который стал для будущего художника первым учителем. Мастер стал с ним серьезно заниматься. Учил его внимательно смотреть на камень, чтобы понять, что интересного из него можно изготовить. По прошествии многих лет, когда Иван Викторович овладел искусством камнереза, он не раз убеждался в правоте своего учителя. С первого взгляда художник находит в камне очертания либо животного, либо птички, и только после этого начинает работать.        

В 1977 году Иван окончил восемь классов средней Борнуковской школы и по рекомендации П.В. Курышева, отец отвёз молодого человека в Москву для поступления в Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина. Конкурс в учебное заведение был огромным, а мест было всего двенадцать. По условиям поступления каждому абитуриенту в обязательном порядке нужно было выполнить рисунок на ватмане, о котором Иван и не слышал, ведь в школе он рисовал в обычных тетрадях. Но здесь будущему мастеру помогли двухнедельные подготовительные курсы, и за свою работу он получил заслуженную «пятерку». Успешно сдав и другие экзамены, был зачислен на отделение обработки дерева, кости и камня, где он окончательно понял, что нашёл своё призвание.                     

Следует отметить, что для Ивана Евстифеева поступить в это училище было не только престижно, но и очень важно. Дело в том, что в своё время здесь учились «три борнуковских Павла» - Павел Иванович Гусев, Павел Васильевич Курышев и его родной дядя Павел Иванович Рубцов. Это те художники, на которых юноша равнялся и очень хотел быть на них похожим.                        

Иван Викторович часто вспоминает свою учёбу и учителей, которые делились с ним своими знаниями, среди них были известные преподаватели, члены Союза художников РСФСР: Николай Федотович Фокин, Сергей Иванович Дозоров, Филипп Дмитриевич Ермаков.

В годы учёбы Иван Викторович вёл активный образ жизни, посещал различные кружки и секции, участвовал в инсценировках спектаклей, занимался спортом.                                    

В 1981 году Ивана Евстифеева со студенческой скамьи забрали в армию. Службу он проходил в мотострелковом полку в Хабаровске, затем в Петропаловск-Камчатском. Иван Викторович всегда отличался целеустремлённостью, поэтому в армии он был на хорошем счету и дослужился до звания старшего сержанта, стал заместителем командира взвода, считался отличником боевой и политической подготовки, был награжден ценными подарками и это не полный список его армейских достижений.                                            

В 1984 году И.В. Евстифеев демобилизовался и вернулся в родное училище, где сразу решил приступить к работе над дипломом. Но оказалось, что за время службы в армии от него отказались консультанты по дипломной работе. Произошло это из-за большого перерыва в учёбе. Здесь Евстифееву на руку сыграл тот факт, что в армии он служил в Ленинской роте. В советское время таких рот было только четыре, и служить в них считалось почётно. Тогда Евстифеев вместе с товарищем съездил в министерство внешней промышленности, где предоставил все необходимые для восстановления документы и характеристики и по рекомендации заместителя министра его допустили к защите диплома.    

Дипломная работа И.В. Евстифеева была выполнена из уральского камня кальцита и называлась «Егерь с собакой», консультировал выпускника член Союза художников СССР Николай Федотович Фокин. Иван Викторович сильно расстроился, когда узнал, что работу оценили на «тройку». Он посчитал оценку несправедливой – столько души было вложено в ее создание. И время показало, что Евстифеев был прав: сегодня его «Егерь с собакой» занимает заслуженное место во Всероссийском музее декоративного искусства (г. Москва).

Окончив в 1984 году училище, Иван Викторович, вернулся домой в село Борнуково и устроился работать главным художником на фабрику «Борнуковская пещера». По воспоминаниям Ивана Викторовича, в то время начальником цеха был Минеев Пётр Михайлович, великолепный мастер своего дела, камнерез высокого уровня. Здесь же работали мастера: Иван Павлович Пилясов, Серафима Павловна Лапшина, Константин Иванович Мельников и токарь Николай Николаевич Долгов, с которыми Ивана Викторовича связывали теплые дружеские отношения.

Так случилось, что в том же году Евстифееву пришлось переехать в город Горький, где он устроился работать стропальщиком на Горьковский автомобильный завод.    Но любовь к камню, которая была заложена в него с самого детства, не давала забыть своего истинного предназначения. И каждый раз, возвращаясь с работы, он вновь брал в руки инструмент и предавался любимому делу. Именно в те годы и появились на свет такие известные работы, как «Святой Георгий», «Русская красавица» и разные фигуры, выполненные из дерева.                    

В 1991 году мастер вернулся в родное село Борнуково и устроился на фабрику резчиком по камню, затем вновь стал начальником цеха и главным художником.                                     

Для нашей страны 90-е годы ХХ века связаны с большими трудностями – перестройка, экономический кризис, дефолт. В то тяжёлое время, как и многие другие предприятия, Борнуковский промысел пришел в упадок. С фабрики ушли старые мастера. Из ста двадцати на производстве остались только десять человек. В связи с дефицитом камня и отсутствием молодых кадров фабрика, как промысел, прекратила свою деятельность. В те годы фабрику арендовала фирма «Джут» (г. Ижевск). Новым арендатором было принято решение о замене производства анималистической скульптуры на создание памятников, с чем Евстифеев смириться не мог.     

В это непростое время в жизни Ивана Викторовича произошло счастливое событие, он встретил свою вторую половинку – Анжелу Васильевну Степанову, которая работала резчиком на фабрике, выпиливала и шлифовала камень. Вскоре они поженились и в 1999 году уехали в Москву, где мастер устроился работать художником в «Научно-производственное объединение «Синь России» (Московская область, Раменский район, село Гжель). Проработав там до 2003 года, Иван Викторович решил вновь заняться своим любимым делом – резьбой по камню. Так художник вновь вернулся на свою малую родину, в село Борнуково, по которому очень скучал. Построил рядом с домом небольшую мастерскую, с лопатой в руках исследовал все уголки заброшенной пещеры, отыскивал поделочный камень ангидрит, приносил домой и вновь создавал удивительные изделия. Жена Ивана Викторовича - Анжела - все эти годы была не просто другом и соратником мастера, она поддерживала его во всех начинаниях и помогала шлифовать будущие скульптуры. У мастера есть замечательное свойство - он заражает всех окружающих своей верностью и любовью к родному селу, к волшебному камню и к традициям борнуковских мастеров. Поэтому не удивительно, что его родной брат Михаил тоже приобщился к камнерезному делу и, кстати, добился неплохих результатов.    

С началом двухтысячных годов И.В. Евстифеев принимает участие в различных областных, региональных и всероссийских выставках и конкурсах. Его работы получают высокую оценку и становятся узнаваемы.

В 2007 году руководитель НПО «Синь России» Виктор Семёнович Лавров решил возродить борнуковский камнерезный промысел. Он попросил у Ивана Викторовича Евстифеева помощи в этом важном деле. Выделил деньги, а Иван Викторович набрал двенадцать учеников. Затем было выкуплено здание бывшего детского сада, завезен поделочный камень, и вот началась кропотливая работа по обучению персонала и художественной обработке камня.     Иван Викторович создавал эскизы, по которым его ученики изготавливали анималистические скульптуры. Мастер проверял каждое изделие, если были недостатки, то дорабатывал, объяснял, делился своими знаниями и бесценным опытом.

В эти годы в своей мастерской Иван Викторович создал прекрасные работы «Пума на дереве» (Чужой), кальцит, 2010 год; «Белая медведица с медвежонком» (Нежность), ангидрит, 2011 год; «Сова» (Приземление), ангидрит, 2011 год; «Снегири на сугробе», ангидрит, 2014 год и многие другие. В своих работах он раскрывает удивительную красоту и богатство оттенков борнуковского камня. 

В 2012 году Иван Викторович Евстифеев по ряду причин ушел с должности главного художника фабрики «Борнуковская пещера». Мастер решил заняться изготовлением скульптур в своей мастерской, полностью посвящая себя любимому делу.    
    
Откуда берёт идеи художник? Где ищет вдохновение? Работающий в жанре камнерезной анималистики, Иван Викторович ездил «подсматривать» за животными в зоопарк, какие-то детали подмечал даже у кошек, просматривал различные видеозаписи. Как говорит сам Евстифеев: «Они (животные) обитают вокруг нас и имеют такое же право на жизнь, как и мы. Я наблюдаю за ними, а потом перевожу эти впечатления в камень». Любовь к природе и живописи подталкивает художника к созданию новых анималистических сюжетов. Здесь на помощь ему приходит увлекательное хобби – рыбалка. Да и как могло быть по-другому?! Ведь родился и вырос Иван Викторович в прекрасном и живописном месте на реке Пьяне. Поэтому в работах Евстифеева часто можно увидеть все многообразие обитателей реки Пьяны и окрестных лесов, которыми радует всех борнуковский край.

Часто для создания своих удивительных работ Иван Викторович использует камни, которые находит в природе. Окрашенные в разные цвета, они сами подсказывают художнику идею, кем хотят быть. «Надо понять камень, суметь показать его суть, и тогда он откроет людям свою необыкновенную красоту», – говорит художник.     

Познав феномен минералов, мастер создал целую галерею анималистического жанра, где каждая из работ является уникальной. Однажды Иван Викторович делал кошку, в процессе работы по изделию пошла трещина и камень раскололся. Когда Иван Викторович его перевернул, то увидел в этом камне зайца! Повинуясь желанию камня, он сделал зайца и отослал на конкурс в Санкт-Петербург. Эта работа там не просто всех удивила, а заняла на выставке 2 е место.            

Каждый, кто приезжает в гости к И.В. Евстифееву не скрывает своего восторга, старается украдкой пощупать пушистую шкурку животных и удивляется, что она каменная! Ангидрит – а именно из него выполнено большинство скульптур – несмотря на то, что считается камнем мягким, всё-таки камень и не боится прикосновений. Хотя в отличие от большинства камней он не холодный, а даже тёплый на ощупь и легче поддаётся обработке, чем большинство его поделочных собратьев. Блестящий анималист, Иван Викторович, подмечает мельчайшие детали в повадках животных и великолепно передаёт их в камне. Вот взъерошил густую шерсть пушистый енот, а рядом наивными глазами смотрит на посетителей оленёнок. Хитрая рысь топорщит кисточки на ушках, словно услышав незнакомый шорох в лесу, и тут же вальяжно развалился бегемот со своими неизменными спутницами-птичками, чинно восседающими на его необъятной туше. Каждая скульптура – небольшой рассказ о жизни животных. Художник точно передает настроение зверя, его повадки. Застывшие в камне движения полны силы и грации. На изготовление некоторых скульптур, например, львицу с львёнком, у мастера ушло несколько месяцев труда. Каждая из скульптур неповторима, как неповторим по оттенку камень, из которого они сделаны. Все работы очень широко раскрывают тайну старинного камнерезного промысла и красоту уникального камня из Борнуковской пещеры.

Старые борнуковские мастера рассказывали, что пещера и камень, который хранится в её недрах, волшебным образом притягивают к себе. Пещера словно не хочет отпускать мастеров и держит их возле себя. Так случилось и с Иваном Викторовичем. Когда он жил в Подмосковье и работал с привозным камнем, приснился ему сон, что находится он в огромной пещере и в руках держит камни – голубые, жёлтые, красные, все как на подбор. Никак этот сон не выходил у него из головы и решил Евстифеев навестить родное село Борнуково. Попав туда на праздник Казанской иконы Божией Матери, пошёл к Борнуковской пещере. Недалеко от входа, среди большого слоя глины художник увидел под ногами маленький камушек и стал раскапывать его. За одним камушком, прятался другой, а там третий, было ощущение, что не было им конца, все такие, какие видел во сне! Удивлению не было предела! Красные, жёлтые, оранжевые, все удивительной красоты. Сама природа позвала его вернуться в родные места и преподнесла свои дары. Такие совпадения случаются очень редко. Только настоящим борнуковским потомственным мастерам пещера открывает свои секреты.    Важно отметить, что эти находки, вдохновили Ивана Викторовича на создание множества работ, среди которых: «Лиса на сугробе», «Снегири», «Тигрица с тигрятами», «Лиса свернутая клубком», «Барс» и многие другие.                    

Данные изделия являются не просто уникальными, они ценны ещё и тем, что сделаны из местного борнуковского ангидрита. Кажется, стоит только протянуть к ним руку, и каменные звери тут же среагируют на ваш жест, оживут. Ведь вырезает их Иван Викторович с душой, до мелочей прорабатывая каждую деталь, подчеркивающую повадки зверя или птицы. Вот сидит на пенечке белочка, глазками озорно поводит. Боярыней смотрит, хозяйкой лесной. Как живая! Того и гляди, вспугнешь. Или, например, смотришь, как свора собак гонит медведя, и кажется, что сейчас услышишь и лай псов, и страшный рык лесного зверя. Умеет мастер передать в мельчайших деталях живые образы, которыми можно любоваться до бесконечности. Его работы разнообразны и в то же время создают некое единство. Они радуют душу, создают ощущение счастья, побуждают к творчеству.             

Иван Викторович очень гостеприимный человек. Каждый, кто приходит в гости к мастеру любуется большим разнообразием различных камней. Эта коллекция состоит из уральских пород, среди которых: оникс, агат, топаз, яшма, горный хрусталь, пирит и множество других. Все не перечислить! Мимо этого сокровища невозможно пройти, чтобы не полюбоваться им.

Особое внимание художник уделил камню ангидриту - это красные, белые, жёлтые, серые, почти прозрачные и пёстрые камни – с прожилками и необычными фигурными вкраплениями. Всё это – ангидрид из знаменитой Борнуковской пещеры. Как признается Иван Викторович, такой камень в настоящее время очень трудно найти.

Богатство палитры этого камня из Бутурлинского края необыкновенное! Именно из него резчики создают уникальные скульптуры, рассматривать которые можно часами. Причём, те же снегири – это вовсе не раскрашенный камень, а именно точно подобранные оттенки ангидрита, которые вместе превращаются в яркую, почти настоящую птичку. И.В. Евстифеев никогда не раскрашивает камень, все цвета настоящие. Дерево, на котором птицы сидят, тоже камень. Для создания эффекта коры дерева он оттеняет камень – коптит его березовой корой.            

В 2010 году по рекомендации земляка и друга, заслуженного скульптора России Виктора Ивановича Пурихова Иван Викторович Евстифеев был принят в Союз художников России. Двух художников объединяет не только любовь к камню, но и то, что оба они родились и выросли в селе Борнукове – в месте, где любовью к резьбе по камню когда-то был увлечён практически каждый житель. Кстати, оттуда же родом и знаменитый скульптор, народный художник РСФСР Павел Иванович Гусев. Но если для Виктора Пурихова борнуковская фабрика стала лишь началом творческого пути, и от малых форм он перешёл к монументальным памятникам, украшающим Нижний Новгород, то Иван Евстифеев всю жизнь посвятил родине и камнерезному промыслу.

Дружба этих двух художников переросла в творческий союз. Впоследствии ими были организованы совместные выставки в Государственном литературно-мемориальном музее им. Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород, 2015 год), в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области (г. Нижний Новгород, 2019 год), а также на малой родине художников в рабочем поселке Бутурлино и селе Борнукове.                        
В 2017 году Иван Викторович Евстифеев принял непосредственное участие в открытии выставочного зала «Земляки» в селе Борнукове Бутурлинского округа. Зал был открыт в рамках празднования 100-летия со дня рождения народного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Павла Ивановича Гусева. В процессе подготовки этого грандиозного мероприятия оказалось, что большинство работ скульптора П.И. Гусева находятся в плачевном состоянии. Многие из них нуждались в реставрации. Конечно, за помощью было решено обратиться к Ивану Викторовичу Евстифееву. Кому, как ни ему, исконно борнуковскому мастеру, можно доверить сохранить в памяти людей творчество своего земляка Павла Ивановича Гусева. Хочется отдать должное Ивану Викторовичу, он с большим энтузиазмом принялся за реставрацию произведений, и не только восстановил, а вдохнул в них вторую жизнь, сумел передать точный образ, который был изначально заложен самим скульптором. Благодаря Ивану Викторовичу были восстановлены уникальные работы, среди которых скульптура «Здравствуй, Солнце!», «На овцеферме», «Демократы», множество отдельных макетов и бюстов. О том, с какой ответственностью Евстифеев подошел к порученному делу говорит тот факт, что, несмотря на расстояние, он сам ездил в Москву и там специально подбирал цвета для скульптур. Благодаря Ивану Викторовичу все восстановленные работы приобрели нежные тона, лаконично вписавшиеся в экспозицию выставочного зала. В настоящее время экспозиция выставочного зала «Земляки» объединила более 130 работ борнуковских мастеров, среди которых работы Павла Ивановича Гусева, Павла Васильевича Курышева, Петра Михайловича Минеева, Виктора Ивановича Пурихова и Ивана Викторовича Евстифеева.

Работа с камнем требует много сил и времени, особенно много их уходит на авторские работы. «Должен быть постоянный контакт с камнем, если перестаешь работать, то камень начинает капризничать», – говорит Иван Викторович. Уже много лет художник работает по своему, особенному графику. Просыпается рано, в 2-3 часа утра, наслаждается утренней тишиной, не торопясь завтракает, а затем приступает к работе. И в этот момент никого не существует для мастера, только камень и он! Художник может превратить любой грубый, неотесанный брусок в невероятное произведение искусства. Лежит перед ним бесформенный булыжник, и когда отсекается все лишнее, прорисовываются контуры и вот камень уже оживает. В свои изделия камнерез вкладывает не только художественный талант, но и тепло души. Благодаря этому, камень начинает жить новой жизнью, которую открыл в нем мастер. Художник использует фактуру камня, удивительно точно передаёт настроение животного, причём, именно в его работах красота борнуковского камня наиболее видна. И профессионалов, равных ему по таланту и мастерству резчика по камню, в области нет. На фабрике есть камнерезы, которые делают скульптуры по его моделям и рисункам. А вот изготовить сами модели может только Евстифеев. Для себя Иван Викторович почти не делает эскизов к работам. Он берёт камень, присматривается к нему, фантазирует, какое из него чудо можно сделать и начинает работать. Но такой опыт приходит с годами. Иногда работа разрабатывается под камень, под его размер. Особо большие скульптуры он не делает – их тяжело перевозить. Да и дело очень трудоёмкое – камень надо отпилить и обдолбить. Работает он по старинке вручную, как предки, весь его инструмент – стамеска, рашпиль и молоток. «В нашей работе новинки не главное, камень любит руки», - говорит Иван Викторович.

Любая работа у художника начинается с лепки эскиза из пластилина, которая будет считаться макетом будущей игрушки. Затем мастер вырезает из бумаги шаблон игрушки, выбирает материал, в его случае это камень, намечает толщину заготовки и отпиливает нужный размер. На отпиленную заготовку накладывает шаблон будущей игрушки, обводит его по контуру и лучковой пилой вырезает из камня заготовку. Это очень сложный и трудоёмкий процесс. При этом мастер пилит очень аккуратно, чтобы ничего лишнего не убрать. Когда опиловка закончена, камешек приобрёл черты будущей скульптуры, Иван Викторович переходит к работе на так называемой шарошке. Это электрический станок с металлическим цилиндром, на который нанесены насечки. Он представляет собой что-то вроде электрического напильника и используется для того, чтобы убрать на заготовке всё лишнее.

Следующая операция - это работа рашпилем, с помощью него камнерез пытается сгладить заготовку, придавая ей более выразительные черты. Далее мастер берёт в руки стамеску. Все эти инструменты с длинной ручкой, для того чтобы камнерез мог помочь себе работать плечом, в случае если камень очень твёрдый. Стамеской мастер нарезает каменным зверушкам лапки, глазки, ушки, придает черты, свойственные животным.            

Заключительным этапом обработки скульптуры является полировка, которой занимается супруга Анжела Васильевна. Она зачищает изделие шкурками, чтобы оно было гладким. Внимательно смотрит, чтобы не было порезов, рытвин и сколов и уже после этого приступает к шлифованию на станке с помощью круга и алмазной пасты. Отшлифованное изделие покрывают маслом и оставляют на несколько дней сохнуть. Как только скульптура высохнет, ее вновь, но уже вручную, шлифуют и полируют, придавая блеск. Так, из-под руки Ивана Евстифеева и Анжелы Степановой появляются настоящие камнерезные борнуковские шедевры. «Самое главное это обобщить образ, чтобы ничего лишнего не было. Когда смотришь на изделие, глаз не должен напрягаться, он должен скользить – это называется проработка формы», – говорит Иван Викторович.    

Ангидрит – это теплый материал, который вписывается в любой интерьер. В годы расцвета Борнуковской фабрики, изделия её мастеров можно было встретить почти в каждом доме. Слоники, львы, птицы или другая фигурка какого - либо животного создают удивительный уют и делятся своей волшебной энергетикой с теми, кто их приобрел. Живой камень всегда работает, это богом данный материал. Сколько веков он лежал, был свидетелем удивительных событий, накапливал энергию. А она, словно душа камня, остаётся в скульптурах навсегда и помогает людям. «В каждом доме должно быть изделие из ангидрита», - говорит художник.            
Конечно, есть у Ивана Викторовича работа, которую он ценит и любит больше всего – это «Чужой» или, как он её называет «Пума со скалой». В своей работе мастер запечатлел именно тот момент, когда пума оскалилась. Передать ощущение от этой работы словами просто невозможно, ее нужно обязательно видеть! Эта скульптура стоит у Евстифеева дома. Он старается не показывать её широкому кругу людей: «Мало ли, спугнут ещё зверя», – шутит мастер.                                    

Удачная анималистическая скульптура всегда построена не на прямом заимствовании природных мотивов, а в некой игре с формой, обогащающей, порой, незатейливый сюжет. Так в одной из скульптур художника разлегшийся бегемот напоминает обкатанный серый камень-валун. Но вот две уточки, безмятежно устроившиеся на его крупе, вносят веселую интонацию во всю композицию, придают ей глубокий смысл. Вполне закономерно, что эта работа отмечена золотой медалью, а автор званием лауреата Выставки камнерезного искусства (ВВЦ*, Москва, 2006).    Понятно, что этот художник широко известен в профессиональной среде. Он является участником многих общероссийских выставок: «Скульптура из камня, каменная пластика» (Москва, 2003), на которой занял первое место, «Русское чудо» (ВВЦ, Москва, 2007), «Самоцветы России» (Экспоцентр, Москва, 2006), «Ювелирный олимп» (Санкт-Петербург, 2007), выставка в Экспоцентре (Москва, 2008), «Большая Волга в Москве» (2009), Всероссийская художественная выставка «Россия - XI». Наряду с ними Иван Викторович проводит и персональные выставки, демонстрация которых проходила в Государственном литературно-мемориальном музее им. Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород; 2010, 2014 годы), в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области (г. Нижний Новгород, 2019 год), в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. С каждой выставкой у Евстифеева связаны отдельные истории. Однажды он принимал участие в конкурсе «Самоцветы России», где решил продемонстрировать свою новую работу «Кошка с котятами». Когда мастер выставлял скульптуру, к нему подошли мужчина с дочкой, и девочка сказала отцу: «Смотри, какая мамаша!». Слова ребенка так понравилось Ивану Викторовичу, что он решил дать второе неофициальное название этой работе – «Мамаша».

Удивительно завораживающее зрелище представляет собой каждая работа мастера – будь то лежащий серый волк, свернувшийся белым комочком заяц или спящий в снеговой норе медведь. Хозяин леса представлен в творчестве Ивана Викторовича многочисленно и в очень разных ипостасях. Это и веселый, играющий на гармошке мишка, и медведь, удящий рыбу, крепко спящий в берлоге медведь, и медведь-сластена с бочкой меда, и даже в коллекции работ художника представлен мишка в Арктике, интересный своим радостным взглядом и лирическим видом. Выделяется из многообразия «мишек» скульптура «Нежность». Белая медведица со своим детенышем – это просто настоящая поэма о любви. Евстифеев сделал скульптуры практически всех животных, обитающих в нашей полосе, но в коллекции его работ можно встретить и фигурки экзотических животных: львов, тигров, диких кошек, рыси, которая словно гипнотизирует тебя взглядом, леопарда, у которого под лоснящейся шкурой играют мускулы, - порой даже трудно поверить, что все они вырезаны из камня. Вдохновлённый красотой и многообразием природы, движимый эмоциями и любопытством, художник создает поражающие воображение своей реалистичностью работы. Скорее всего, и характер у Ивана Викторовича добрый и открытый, оттуда, от единения с природой, от общения с братьями нашими меньшими. Гостеприимный хозяин, он с удовольствием показывает свои работы, увлеченно рассказывает историю борнуковского камнерезного промысла, с теплотой вспоминает своих учителей. Созданные им игрушки можно рассматривать часами. Совсем недавно Иван Викторович создал небольшую семейную галерею в стареньком родительском доме. Те, кто бывает у него в гостях, не перестают удивляться мастерству художника и непременно сами хотят попробовать сделать что-то похожее. Оригинальная, по-своему новаторская анималистическая скульптура И.В. Евстифеева тесно связана с традиционными особенностями борнуковского художественного промысла. Камнерезное искусство - своеобразная визитная карточка Бутурлинского округа, в которой особое почетное место занимает творчество Ивана Викторовича Евстифеева.                                    

За свою жизнь мастер неоднократно менял род деятельности, но судьба распорядилась по иному, камнерезный промысел не отпускает его. Наверное, кто хотя бы раз взял в руки камень, его уже никогда не отпустит. Евстифеев вновь и вновь возвращался в родное Борнуково. Он прошёл путь от мастера до главного художника фабрики «Борнуковская пещера», завоевал для неё множество медалей и наград на различных выставках. И вот уже много лет Иван Викторович работает в собственной мастерской, создает новые скульптуры зверей и птиц в традициях борнуковского промысла, радуя и удивляя людей многообразием и красотой животного мира, воплощённого в камне.                                        

Анималистические скульптуры Ивана Викторовича Евстифеева – это великое наследие борнуковских камнерезов, работами которых восхищались во всех уголках земного шара. Не зря Ивана Викторовича называют борнуковским самородком, наследником великих мастеров.

Награды

Иван Викторович Евстифеев выдающийся художник-камнерез современности. Награжден Золотой медалью ВВЦ, многочисленными дипломами, грамотами, благодарностями различных международных и Всероссийских конкурсов камнерезного искусства. Творчество И.В. Евстифеева отражено в многочисленных публикациях, прессе, печати и документальных фильмах. Его работы репродуцируются в каталогах, альбомах, памятных открытках. Многие произведения мастера экспонируются в музеях, находятся в частных и зарубежных коллекциях, например в США, Франции, Германии, украшают кабинеты первых людей страны. За активную творческую деятельность Иван Викторович Евстифеев имеет награды:
- Золотая медаль «Всероссийский Выставочный Центр» (2006 год);
- Диплом за участие в Третьей Московской выставке «Самоцветы России», ООО «КЛИОЭКСПО», автор проекта Ю.А. Василенко (2006 год);
- Диплом за 1-е место в конкурсе авторских работ в номинации «Скульптура из камня, каменная пластика», работа «Белочка», глава города Апатиты М.В. Антропов (2007 год);
- Почетная грамота генерального директора ООО «Пешеланский гипсовый завод» «Декор-1» В.М. Евстигнеева (2007 год);
- Благодарность за участие в XII Международном конкурсе Ювелирного и камнерезного искусства «Ювелирный Олимп» (2


МБУК "Бутурлинская МЦБС" © 2025